Краски весны — 2006

 

Первого марта, в первый весенний день, в Государственном выставочном зале «Творчество» откроется выставка краски весны, подготовленная Автономной некоммерческой организацией, художественно-литературным объединением «Кириллица». «Прописана» она в Москве, но представляет художников из самых различных российских городов: Москвы, Мытищ, Пушкино, Тулы, Пензы, Сердобска… Почему же такое название «Кириллица»? История эта интересная, почти детективная.

Жили в середине IX века в Византии два брата, потомки болгарских царей, выпускники единственного тогда в Европе университета — Мефодий и Кирилл (в миру — Константин). Мефодию сулили высший (после императора) административный пост «Второго Рима», и Кирилла («Философа») пророчили в константинопольские патриархи. И вдруг в 855 году братья пренебрегли столь блестящей карьерой. Объявив, что они решили посвятить свою жизнь христианизации славян, ушли в монастырь и засели за создание азбуки славянского языка и переводы священных книг, чтобы донести «слово Божие» до язычников. За семь лет цель была достигнута, и результаты их подвижнического труда были чудесным образом немедленно востребованы болгарским царем Борисом, который ввел у себя христианство, и одновременно, великоморавским князем Ростиславом, тоже желавшим привить православие моравянам.

Еще семь лет братья проповедовали «греческую веру» на славянском языке в Великой Моравии и Паннонии (попутно и в Болгарии), стойчески выдерживая атаки латинского духовенства.

Вызванные в Рим для расправы, братья, после героической борьбы с папскими теологами и схоластами, добились официального признания славянской азбуки и письменности, а Папа римский лично освятил их книги! Однако тот подвиг стоил Кириллу жизни — он умер в Риме, а Мефодию еще предстояло просидеть более двух лет в тюрьме у немецких епископов. Братья — «первоучители» славян были «прославлены» святыми равноапостолами Восточной церковью, им памятник воздвигнут и в Москве…

Однако интрига заключена в том, что азбука, изобретенная Кириллом широкого распространения не плучила и осталась лишь в истории под названием «глаголицы». Дело в том, что Кирилл-Константин был, вероятно, самым образованным человеком своего времени, он был ученым «до мозга костей». Недаром он вышел победителем в словесных баталиях с лучшими теологами, схолатами и ораторами Западной Европы в Риме.

Созданный Кириллом алфавит старославянского языка был логичен и научно мотивирован, однако, неудобен в практике скорописи. Поэтому уже в конце IX века болгарский просветитель Климент Охридский переработал «глаголицу» в сторону упрощения и ввел в практику под названием «Кириллицы», которая и дошла до наших дней.

Трудно переоценить роль «кириллицы» в истории России и ее культуре. Это создание национальной письменности на ее основе и сложение великого русского литературного языка. Это и государственный язык, объединяющий нашу многонациональную державу. Это «аз» и «ижица» всей нашей культуры. Поэтому, в память «первоучителей» равноапостолов Кирилла и Мефодия, именем их вечного живого творения и названо независимое и добровольное объединение всех, неравнодушных к судьбе отечественной культуры, «Кириллица».

Выставка представляет художников «Разных поколений и разных направлений». Единственное, что, наверное, их объединяет, это талант и преданность своему делу, любовь к совей стране и ее народу, а еще неистребимый оптимизм. Поэтому именно такие картины: светлые, лирические и жизнерадостные составляют основу этой выставки, приуроченной к началу весны и празднику 8 марта.

Началу пробуждения природы от зимней «спячки» посвящены пленерные пейзажи удивительного художника из Пензы Владимира Пентюха, который живописует «забытые Богом» уголки Русского Севера с такой пронзительной любовью и легкой ностальгией, что невольно проникаешься его чувствами. В любви и преданности скромным пейзажам Подмосковья ему не уступают Кирилл Карлов, Виталий Тарасов, Михаил Майоров. Интересно работает в жанре пейзажа супружеская чета молодых художников — Леонид Дмитриев и Анастасия Гордеева из г. Королёва. Если первый пишет пастозно, тяжелыми мазками, не жалея сажи (что не мешает, правда его картинам смотреться сочными и жизнерадостными), то вторая «красит», кажется, легко и непринужденно, создавая светлые лирические пейзажи, исполненные радости и тихой грусти.

Вообще, пейзажи и цветы преобладают в этой экспозиции, что и понятно: краски весны проявляются прежде всего в природе, погоде и растительности. Чудесные букеты с батиков Натальи Савенко, например, заставляют мечтать о знойном лете. А вот Альбина Воронкова, признанный мастер гобелена, заслуженный художник России, выступает здесь сегодня в роли живописца: цветочные композиции на ее картинах невольно приковывают взор. Вместе с землей пробуждаются или свежеют и чувства человеческие. Поэтому нас так много прекрасных и волнующих женских образов смотрят с полотен Николая Лукашина и Людмилы Севериной. Отдельного разговора заслуживает «женская тема» в картинах Виталия Грибкова, «запоздавшего шестидесятника» (как он себя иронично называет). Здесь же отметим лишь, что этот живописец, идейный последователь группы «13», упрямо прокладывает свой собственный путь где-то «между авангардом и академизмом». Особый интерес вызовут у зрителя работы удивительного художника Юрия Полякова, которого без основания относят, то к «примитивистам», то к «наивникам». Картины Полякова населяют персонажи русских волшебных сказок и народного лубка, пушкинских поэм и городского фольклора. И все это написано искренне и поэтично, и трогательно, и иронично. К сожалению, творческий путь этого замечательного живописца и человека был прерван на подъеме преждевременной кончиной в конце прошлого года.

Невозможно рассказать о всех интересных художниках представленных в весенней коллекции «Кириллицы», в этой краткой заметке. Как говориться: «лучше раз увидеть». Приходите в выставочный зал «Творчество», что на таганской, — все своими глазами увидите.

Добавить комментарий