«Под голубыми небесами…»

«Под голубыми небесами…»

Выставка произведений мастеров зимнего пейзажа.. 

Зима для жителя среднерусской равнины время года совершенно особенное.

Мало с чем может сравниться то радостное ощущение свежести и чистоты, когда оголенную осенью землю укрывает первый снег. Наша культурная память хранит восхищение перед зимней природой, которое было выражено поэтическими строками А.С. Пушкина:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Этот гениальный отрывок раскрывает те грани зимней природы, которые являются предметом внимания живописцев. Эти строки пробуждают такие ощущения, которые возникают, когда смотришь на полотна, представленные на нашей выставке.

Но у зимы есть и мрачная сторона. Это время тяжелых испытаний и для природы и для людей. Однако не будь зимы, хранящей в глубине своего ледяного безмолвия семя будущего цветения весны, не было бы и той радости, что дарит нам пробуждение природы.

Зимний пейзаж трудный жанр. Поэтому он оставался довольно редким явлением в европейской живописи. Блистательно воплощали эту тему голландские живописцы XVII века. Ещё один взлет пережила эта тема в метафизических пейзажах великого немецкого романтика XIX столетия Каспара Давида Фридриха. И голландская школа и творчество Фридриха имели большое влияние на искусство русских живописцев времени высокого расцвета пейзажной живописи в России в XIX веке. Саврасов, Левитан, Шишкин, Поленов, Куинджи создали великолепные образы зимней природы.

Зимний пейзаж требует от художника тонкой наблюдательности, и высокого колористического мастерства. Ведь снег только на первый взгляд кажется белым. На самом деле, отражая свет и все предметы вокруг, он становится носителем невероятного разнообразия оттенков. Именно это его качество делает зимний пейзаж таким трудным для исполнения, но таким богатым в живописном и колористическом отношении.

Галерея «Serge» представляет мастеров, в творчестве которых тема зимнего пейзажа нашла столь разнообразное, но всегда удивительное воплощение.

Михаил Майоров.
На полотнах художника зимняя природа предстает то в жизнерадостном сиянии морозного солнечного дня («Весна идет»), то в меланхолии тихих зимних сумерек («Зимний Псков», » Царицыно зимой»). Палитра этого мастера сдержанна и благородна. Именно поэтому ему так удаются образы русской природы, исполненные лиризма и возвышенного настроения, как в картине «Зимний Псков». Простые и благородные архитектурные формы древнерусского собора звучат тихим лейтмотивом, которому вторит замерший в зимнем сне храм природы. Мягкое розовое свечение полоски света заходящего на горизонте солнца, дает последний торжественный аккорд этой таинственной литургии.

Владимир Пентюх.
В манере этого мастера прослеживается связь с той мощной традицией, которую представлял в начале XX столетия Союз Русских Художников. Традиция эта, наследуя принципам русского реалистического искусства второй половины XIX века, не избежала освежающего влияния французской живописи последней трети XIX столетия.
В своих картинах Владимир Пентюх сумел решить чрезвычайно сложную задачу — не пожертвовав подлинной правдой природного образа, придать ему легкость и прозрачность импрессионистического начала. Достичь этого ему удается благодаря точному и сдержанному использованию живописных приемов. Его пейзажи лаконичны, немногословны, но чрезвычайно выразительны. Они обладают чертами художественного обобщения формы, которая делает их утонченно поэтичными. В таких полотнах как «Берег», «Дом на горе», пейзаж обретает характер короткого японского лирического стихотворения жанра хокку, как, например, зимний хокку классика этого жанра Мацуо Басё:

Все засыпал снег.
Одинокая старуха
В хижине лесной.

Виктор Посвежинин.
Если некоторым мастерам удается создавать картины, которые звучат, как стихи, то живопись Виктора Посвежинина можно сравнить с музыкальной поэмой. Его картина «Предчувствие весны» звучит как музыка Дебюсси. Нежные мягкие аккорды красок, которые передают ощущение прозрачного, зимнего воздуха, не слишком холодного, насыщенного чудесным запахом чуть талого снега. Изысканный рисунок взлетающих вверх оголенных тонких веточек юных берез, выделяющихся на снегу, задает сложный ритм этой композиции. Утонченный колорит, который мастер строит на сочетании нежных охристых, серебристо-серых, голубоватых тонов поддерживает гармонию этой чудесной поэмы.

Николай Лукашин.
Мы, жители большого города тоскуем по раздолью сельской природы. Зима прекрасна в полях и лесах. Но не менее интересна она может быть и в городе.
Доказательство тому картина Николая Лукашина «К весне». На полотне мы видим фрагмент заснеженной улицы с коробками старых домов. Их видавшие виды фасады вдруг расцветают молодыми красками под лучами уже не совсем зимнего солнца. В лазурной синеве плывут веселые облачка. Однако морозец ещё пощипывает щеки. Это заметно по съежившейся фигурке на тротуаре, окликающей своего почуявшего запах весны пса.

Юрий Поляков.
Продолжает тему ироничного зимнего пейзажа картина Юрия Полякова «Пушкин в Санкт-Петербурге».
Жанр этот изобретен им, и весьма своеобразен, как и все художественное наследие безвременно ушедшего автора. В этой картине покоряет открытое простодушие художника, изобразившего поэта, строчки которого стали эпиграфом к нашей выставке.

Кирилл Карлов.
Тема зимнего пейзажа дает художнику возможность проявить свои способности колориста. В картине Кирилла Карлова «Вечер у реки» тонко передана атмосфера зимнего вечера. Заходящее солнце окрашивает облака, снег, крыши домов и деревья в нежные теплые тона, так выгодно оттеняющие холодные оттенки первого плана. Это произведение показывает, что художник обладает острой наблюдательностью и тонким колористическим талантом.

Виталий Тарасов.
Неповторимое преломление обретает тема зимнего пейзажа в творчестве Виталия Тарасова. По мощи и цельности индивидуального художественного видения, ему нет подобных среди современников. Пейзаж его не просто красив, он духоносен. Его картины пронизывают вибрации Абсолюта. Они почти физически ощутимы, когда смотришь на его полотна. В картине «Лунная ночь» он неподражаемо пользуется мощным, динамичным пастозным мазком, прибегает к почти театральным и глубоко метафоричным эффектам света и мрака. Мистическое сияние заснеженной дорожки, освещенной лунным светом, манит зрителя в таинственную глубину бурлящего скрытой энергией пространства.
Картина «Ярославский Кремль» превращает архитектурный образ в драгоценное снежное кружево. Такой декоративный прием, использованный со свойственной Виталию Тарасову формальной свободой и экспрессией, дает почувствовать звенящий аромат мороза, сковавшего не только землю, но и древние камни соборов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *