На «кухне» у Грибкова №3

На «кухне» у Грибкова №3

Выпуск №3 от 28.11.2014

Об Изе Миранде, трофейном кино, «звёздах» и стереотипах

Портрет итальянской актрисы Изы Миранды в фильме «У стен Малапаги» (1946 г.) 

Интервью с В. Грибковым

Корр. Вы выбрали для портрета Изы Миранды её кинообраз из фильма «У стен Малапаги». Почему? 

В.Г. Впервые я увидел Изу Миранду в этом фильме ещё школьником, по телевизору в гостях у моего приятеля. Это была первая модель телевизора — такой аппарат к крохотным экраном и огромной линзой, прикреплённой снаружи…. 

Корр. Как в кинофильме «Покровские ворота» у бабушки главного героя… 

В.Г. Да, тогда этот телевизор был настоящим сокровищем. В семье моего друга наскребли последние деньги и купили для больной мамы.На его экране я увидел Изу Миранду — и она меня покорила. 

Корр. Удивительно — хотя «У стен Малапаги» получил в 1946 году «Оскара» как лучший иностранный фильм, однако зрительского успеха почему-то не имел. Но ведь не телевизор для вас, киномана, был главным источником… 

В.Г. В то время в кинотеатрах шли так называемые трофейные фильмы, среди них были замечательные. А в доме, где я жил, был клуб «Мукомол» с баром, кинозалом, там мы с моим другом Котровским могли сидеть часами, это был наш родной дом, там рождался проект «Фикция». Благодаря своим друзьям я бесплатно пересмотрел в его кинозале множество картин… 

Корр. Среди них было много великолепных американских… 

В.Г. Да, тогда же, например, я открыл американскую актрису Анабеллу в фильме Шёстрёма «Под красной мантией», где её партнёром был Конрад Фейдт — замечательная картина, её до сих пор не восстановили, в Интернете можно найти только исцарапанные копии с субтитрами. Когда у меня появился компьютер, я кое-что почерпнул об Изе Миранде в интернете — но совсем немного. 

Корр. Даже на англоязычных сайтах сведения о ней скудны. По одним данным, она родилась в Бергамо, по другим — в Милане. Удивительно, что женщина с такой аристократической внешностью была из очень бедной семьи. Рано начала зарабатывать на жизнь — как модель, машинистка. Училась театральному искусству в Милане… 

В.Г. Даже на вторых ролях эта актриса блистала. 

Корр. Миранда ведь несколько лет провела в Голливуде, там её называли «итальянской Марлен Дитрих»… 

В.Г. Она актриса голливудовских амплуа. И единственная звезда, снимавшаяся в итальянском кино «эпохи белых телефонов». 

Корр. То есть при фашистском режиме Муссолини? 

В.Г. Да. А у Рене Клемана «У стен Малапаги» сыграла простую женщину «из народа». 

Корр. Официантку… 

В.Г. Да, но не простушку. Притом играла в дуэте с Жаном Габеном, который привнёс тонкую культуру французского поэтического реализма. Габена не могла увлечь простушка. Играть с Габеном, артистом такого масштаба, было непросто. И персонаж Миранды — непростой, женщина из народа — но более тонкая и сложная… 

Корр. Да к тому же Габен отличался очень тяжёлым характером… Но, наверное, Миранда создававшая образы женщин с сильным характером, могла «держать удар»? 

В.Г. Габен был трудным партнёром. Но дуэт удался. 

Корр. Соединение артистов, идущих от разных традиций, мне кажется, вообще сложная вещь. Был же, например, фильм «Принц и хористка» с блистательным звёздным дуэтом — англичанином Лоуренсом Оливье и американкой Мерилин Монро — и дуэт оказался неудачным, фильм не получился. 

В.Г. Ну там ещё была ещё и тема социального противостояния. Но Мерилин Монро Лоуренс не нравился. Оливье великий актёр — а его персонаж получился условным, сюжет — неправдоподобным. Чопорность Оливье сыграл, а страсть — нет. А Габену и Миранде удалось. Это сложная и тонкая вещь — любовная история на экране, темболее если артисты из разных традиций… Возьмём самых простых — Лоллобриджиду, Софию Лорен — с ними бы такой фильм не получился. Похожая попытка была в «Чочаре» с Софией Лорен и Бельмондо — и ничего интересного не вышло. Бельмондо, который умеет быть таким органичным, в этом фильме какой-то неинтересный персонаж, мальчишка… 

Корр. Когда Висконти снимал «Рокко и его братьев», он пригласил на главные роли совсем молодых французских артистов — Алена Делона и Анни Жирардо… 

В.Г. Висконти — великий мастер. Его сюжеты перерастают во что-то большее, чем обычные социальные драмы. Вот возьмём его «Леопарда» — там всё тянет за собой американец Берт Ланкастер, очень непростой и как личность, и как персонаж, и ведь играет не на родной почве. Но в «Леопарде» всё расставлено «по полочкам». Это история, нарратив, роман-рассказ. Ланкастер у Висконти замечателен, как и Делон в «Рокко». 

Корр. Ну да, а потом тот же Делон стал сниматься в развлекательных фильмах и блокбастерах, и это оказалось уже совсем другим кино…. 

В.Г. Да, Делон, как и Бельмондо — сколько ролей сыграл! Но когда таких артистов снимают великие режиссёры — они блистательны, ломают стереотипы. 

Корр. Как и Миранда в фильме «У стен Малапаги»? 

В.Г. Да. А тем, кто заинтересуется этой актрисой, советую посмотреть «Лето в Венеции» Дэвида Лина — Миранда играет там с Кэтрин Хэпбёрн. 

Корр. Завидую тем, кому ещё предстоит это удовольствие… 

Интервью подготовила Валерия Исмиева 

Работы художников, писавших Изу Миранду

Де Пизис — Девушка в берете

Фаусто Пиранделло — Автопортрет

Альберто Савинио

Де Кирико

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *