Природа, цветы и отголоски войны

Природа, цветы и отголоски войны

газета «Наш Изограф»,номер 4, апрель 2005года.

В Домодедовском историко-художественном музее открылась персональная выставка Ольги Шульгиной.Ольга закончила Московское Художественно-промышленное училище им Калинина (отделение росписи и миниатюры), а потом институт им. Сурикова.

Прошлая выставка ольги (перед Домодедовской) проходила в Екатерининском дворце. Там было сделано счастливое открытие — картины Ольги «рождены» для подобных интерьеров.

На домодедовской выставке — природа,цветы и отголоски войны. Одна из любимых тем — лес.Так посчастливилось Ольге,что ее уважаемые родители любили проводить свой отпуск в байдарочных походах, где будущий художник научилась видеть деревья,мхи,цветы…

В домодедовской экспозиции есть картина «Весеннее разноцветье.» Лес в дымке и солнце за лесом. На поляне четкие параллельные тени деревьев, а фон для этих теней — земля,покрытая будущим разноцветьем.Простор,воздух,глубина… Есть в экспозиции и другой лес. Темный,заросший,а на переднем плане березка и старый пень. На березке блики от едва проникающего солнца (Ольга мастер писать свет!). Каждый лесной пейзаж имеет свой особый простор,свой запах,свою глубину,свой образ. Представлены на выставке натюрморты. Натюрморт со свечой сложный по построению и колориту,по построению фона и разнообразию фактур. Очень правдив и одновременно декоративен.

Цветы. Именно цветы, а не букеты.
На фоне свежей зелени,они заполняют все пространство картины.

А вот букеты — сама изысканность. Все произведения Ольги написаны не для малогабаритных помещений, а совсем для другого пространства. Не случайно упомянута в начале статьи выставка в Екатерининском дворце. «Секрет» у большинства картин общий: автор смотрит на «объект» чуть-чуть снизу. «Объект» (букет,натюрморт,пень лесной и т.д.) от такого взгляда будто возносится над окружающей средой. Отсюда и требование к высоте помещения,к высоте подвеса,отсюда же и особая аристократичность стиля. Картины написаны для музеев,для дворцов. Это не является случайностью, поскольку Ольга много занималась росписью особняков (Прохорова — в Подсосенском переулке, Смирнова — на Пятницкой) и церковной живописью. Второй раздел домодедовской выставки посвящается 60-летию Победы. В своей автобиографии Ольга писала: «Имела честь быть сфотографированной у Знамени Победы». Для человека с таким пониманием истории тема Победы не просто очередной юбилей. Тематика картин абсолютно индивидуальна и не повторяет ничего ранее созданного.

Картина «1945г.». Танцы. Женщины танцуют с женщинами,иногда с детьми. Присутствует при этом только один мужчина. Без ног.

«Окопы заросли». Вроде бы просто пейзаж,но название подсказало, и глаз уже не может не видеть трагические следы прошлого.

«Музыка не молчит». Холодные просторы,солдатики с гармонями. А над всем этим Шульженко с синим платочком в руках, как Мадонна, окруженная сияньем. Есть и другие картины,пронзительные, на эту же тему. Не видела, к счастью, Ольга войны, но вот такие документы этой эпохи сумела создать.

выставка Шульгиной оставляет впечатление особой торжественности,редкой для наших дней интеллигентности. Как жаль, что все это не часто выставляется. Отнесемся к домодедовской выставке, как к большой находке в сегодняшнем выставочном мире, как к открытию нового имени.

Нонна Зайцева, искусствовед,
чл. Международного худож. фонда

Добавить комментарий