Слово к молодым

Слово к молодым

Я всегда относился очень серьезно к тем людям, которые хотели стать художниками. Вся моя семья художники: и отец, и мать, и я. Можно сказать, что я художник 3-го поколения. С самого, с самого детства я ч стал ходить в художественную студию Дворца пионеров, потом юношеская военно-художественная студия им. Грекова, затем художественный институт. Несколько лет работы учителем, преподавал в институте и более лет проработал в Загорской художественно-производственной мастерской. Сейчас этот город называется Сергиев Посад, Занимался оформительской работой, чеканкой по металлу, резьбой по дереву, живописью, графикой. И вот на пороге 60-летия, я думаю: я почти художник. Процесс совершенствования бесконечен!

Я сейчас обращаюсь к вам просто с рассказами о художниках, с воспоминаниями о художниках, и в 1-ю очередь, конечно о Заслуженном деятеле искусств, художнике-анималисте, очень добром и милом человеке -Карлове Георгии Николаевиче. Это мой отец. Что бы я ни делал — вольно или невольно — я всегда думаю: а что бы он сказал об этом рисунке, об этой картине, за что бы он меня поругал, за что бы похвалил. Знаете, ребята, все это очень важно — это воспитывает серьезно и глубоко.

Среди огромного количества компонентов, которые воспитывают человека, очень важное значение имеет развитие чувства красивого и прекрасного. Любая мысль, любой поступок, дело должно быть осмысленным, а умение видеть и понимать прекрасное несет в себе радость и доброе чувство, светлое отношение к жизни.

Знаете, я когда рисую на этюдах: в лесу, на улице, около реки — расставляю этюдник, начинаю писать. Часто ко мне подходят люди, почему-то особенно дети, и всегда спрашивают одни и те же вопросы: как научиться рисовать, как стать художником, а что для этого надо. Хочу ответить, ребята, так: самое главное быть увлеченным делом — это важно, особенно хорошо, если такое увлечение начинается с детства и если этим заниматься серьезно — это счастливые дети, а еще лучше, если увлечение не уходит, а крепнет, становится натурой человека, такие увлечения помогут вам, когда вырастите большими, стать хорошими, нужными людьми, найти свое место в жизни.

Почти все дети увлекаются рисованием, у большинства это проходит, но у некоторых остается на всю жизнь, потом эти ребята, если не пожалеют времени, сил, если они победят в себе страшного врага — лень, если они много и хорошо поработают над собой, как правило, становятся художниками.

Способности к рисованию имеют огромное значение, огромное, но не решающее. Я знал много людей, у которых было мало способностей, но все-таки они стали настоящими хорошими художниками.

Иногда мне задают вопросы и похлеще. Один мальчик долго стоял и смотрел, что я делаю, потом спросил:
— Скажите пожалуйста, Вы просто так дурака валяете или за деньги? Я во-первых, конечно, очень удивился, даже сначала не знал, как ему ответить, потом сказал:
— Знаешь, я просто так, как ты говоришь, дурака валяю, деньги — они как правило так просто не приходят, иногда что-нибудь купят, но об этом не надо думать.

И еще важный момент есть, когда вы работаете, — никогда не думайте о том, что скажут зрители а сколько будет стоить мой рисунок, и. вообще, зачем я это делаю. Как только такой вопрос вы себе задаете: не делайте, не рисуйте — все равно ничего не получится!

В моей жизни я с малых лет выбрал рисование. Просто я рисую с 6 лет, и вот так всю жизнь не выпускаю из рук карандаш. Я тоже хотел и хочу быть счастливым, и понимаю, что для этого надо: и поэтому рисую СВОЮ ЖИЗНЬ.

Иногда я ненавижу эту работу свою, иногда меня охватывает отчаяние, особенно, когда я вижу, что никак не могу заработать деньги. Я не умею делать так, чтобы стать богатым — это, понимаете, не так просто, особенно в живописи. Ребята, когда я делаю какую-то работу и она у меня получается, — меня начинает как-то внутренне поднимать высоко- высоко, мне становится хорошо! Я на деревья смотрю, как на живых людей. Я внимательно смотрю на небо, сравниваю его с землей. Да, да, именно я вижу, что Земля меняет свой цвет, состояние от неба и наоборот!

И очень переживаю тот пейзаж, на который я смотрю. Не смогу вам рассказать, что получается и когда получается, и когда не получается. Я уже не думаю, какие краски я смешиваю, какими кистями пользуюсь. Нет, нет — это как песня:

Где-то, где-то изнутри, вот в мозгах появляется- получается какая-то мелодия, я ее внимательно слушаю, ну и злюсь, потому что очень трудно выразить мысль руками, понимаете, и очень сложно, все равно я смотрю и стараюсь, чтобы попали руки, попали краски, попали в цвет, где-то очень нервничаю, расстраиваюсь, когда не попадаю: срезаю- убираю краску и o снова! И сам этот процесс какой-то радостно-мучительный.

Мне бывает очень обидно и больно, когда прерывают работу, что-то спросят, отвечать не хочется. Несколько часов в таком удивительном состоянии, потом, наконец, все краски кончились, холст «замазан», в природе или &&o солнце ушло или наоборот вышло: состояние изменилось. Очень неохотно собираю этюдник, иду домой, прихожу, ставлю работу на мольберт…! И иногда вижу, что возникает чувство радостной тревоги — этюд, значит, работает. Можно его убрать, спрятать на год o два, потом снова поставить на мольберт и снова испытать тоже самое, то состояние, как тогда. — это, значит, работа получилась.

Я очень хотел бы, ребята, чтобы бы тоже пережили такое состояние, Правда иногда получается и по другому. Вот разложили краски, карандаши, чистый лист бумаги, или планшет, или холст все приготовили, сели!

Ну и что рисовать?

Это мучительный вопрос, что же рисовать? I

Какое место, какое состояние. Это самый главный вопрос -жизни, Те же люди, что не раздумывают что рисовать: начинают листать книжки с картинками, перерисовывать старательно, даже увлеченно, но это все-таки не ваше рисование — это вы пытаетесь пережить то, что уже пе-режил тот художник, который рисовал, ту работу, на которую вы сейчас смотрите. Не знаю, удастся ли вам повторить его состояние. Нет!

Никогда не бойтесь, что не получится, не бойтесь, что Испачкаетесь, не бойтесь, что будет трудно. Да, будет очень трудно. Но, когда получится, когда вы почувствуете свет от работы, когда почувствуете энергию, исходящую от вашей работы, тогда вы узнаете, что это значит счастье творчества!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *