Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль

Картины в кино. «Господин оформитель» — Жан Дельвиль

 Фильм Олега Тепцова «Господин оформитель» стал не только громким дебютом для его авторов, но и познакомил широкую публику с работами западноевропейских художников-символистов. Картина уже неотделима от графики и живописи Одилона РедонаФранца фон ШтукаМакса КлингераЖана ДельвиляАрнольда Бёклина и других мастеров, причем и изобразительный ряд ведет свою линию параллельно с сюжетом сценария. А самые фатальные повороты первого советского мистического триллера иллюстрируют работы бельгийского художника Жана Дельвиля.

«…дело в Истине, которую мы пытаемся постичь и постигаем при помощи искусства»

Серебряный век: искусство, эстетика, декаданс

Фильм по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль» снимался накануне краха советской системы, во время, созвучное тревожным 10-м годам XX века. Талант режиссера Тепцова, сценариста Юрия Арабова и гипнотическая музыка Сергея Курехина превосходно передали антураж, настроения и страхи Серебряного века.

Авторы уловили и поэтичность символизма, и эстетику декадентства с её культом не просто красоты, но красоты, выродившейся в оформительство.

  • Кадр из фильма. Главный герой — художник Платон Андреевич
  • Кадр из фильма. Маска манекена-Марии
Жан Дельвиль. Смерть Орфея

Смерть ОрфеяЖан Дельвиль1893, 79.3×99.2 смЖелание людей стереть границы искусства и повседневности приводит к подмене натуры искусным муляжом. Не случайно сразу же, в год своего выпуска (1988), «Господин оформитель» был признан фильмом-манифестом «декадентского кинематографа».

PrevNextЖан Дельвиль. Источник фото 1фото 2.

Натура и муляж

Знаменитый художник-оформитель Платон Андреевич одержим идеей вечной жизни. Он мечтает с помощью своего таланта усовершенствовать окружающий мир,побороть смерть и продлить жизнь человека на холсте или в мраморе. Судьба предоставляет ему шанс: он получает заказ от ювелира на оформление витрины магазина. В качестве натурщицы для изготовления манекена художник выбирает юную Анну, умирающую от чахотки. И, будто в предвкушении создания некоего совершенства в видении Платона Андреевича появляется «Портрет г-жи Стюарт Мерилл» Дельвиля или, как ещё называют картину, «La Mysteriosa» (Таинственная).

Кадры из фильма «Господин Оформитель». Слева: картина Жана Дельвиля. Справа: актриса Анна Демьяненко в роли главной героини (источник фото)
В фильме картина повторяется дважды, как идеальный образ, не существующий в реальности — загадочность этого полотна позволяет знатокам искусства Дельвиля определять её как «оккультистскую (декадентскую) Мону Лизу».

Жан Дельвиль. Таинственность. Портрет миссис Стюарт Меррилл

Таинственность. Портрет миссис Стюарт МерриллЖан Дельвиль1892, 40.6×33 смПортрет, выполненный художником, не связывают с конкретным человеком,а представляют как абстрактную особу, медиума, находящегося в состоянии транса. Вместе с тем его можно толковать как «абсолютно масонский портрет» как по композиции (ориентация на горнюю вертикаль), так и по цветовому решению(спектр от холодных до раскалённых тонов соответствует очищению ауры). Здесь же видим важный масонский символ: треугольник — символ всепроникновения творца(Троица).Дельвиль активно пропагандировал идеи оккультизма, основывал художественные объединения вроде «Салона идеалистического искусства», был членом Ордена розенкрецеров, сделал стремительную карьеру в масонской ложе и достиг высшей степени посвящения… Кому, как не ему иллюстрировать таинственный,мистический фильм? Биография художника в Артхиве.

Жан Дельвиль. Автопортрет

АвтопортретЖан Дельвиль1887, 55×45 смВообще, для Жана Дельвиля движущей силой в искусстве была идея Красоты, его высказывание по этому поводу можно отнести и к портрету: 

«Красота в метафизическом смысле есть манифестация Абсолюта. Исходящая лучами гармонии из сферы Божественного, она пересекает интеллектуальный уровень, чтобы, ещё раз сверкнув на уровне природы, угаснуть в материю».
Тот же идеал Красоты движет Платоном Андреевичем, и он по образу и подобию бедной девушки создает свой самый лучший манекен. Со всей страстью творческой натуры мастер отдает этой работе свои душевные, и даже жизненные силы. Манекен становится сенсацией, а художник расплачивается за это творческим кризисом,разладом с самим собой.

Богосоперничество

Во время работы над манекеном в видении художника «рождается» вторая картина Жана Дельвиля — «Сокровища Сатаны». Закрученный сплошной поток обнаженных тел проплывает под гигантской фигурой Люцифера.

Кадр из фильма. Видение художника

Жан Дельвиль. Сокровища сатаны

Сокровища сатаны Жан Дельвиль1895, 258×268 смПоявление этого инфернального демиурга становится символом одной из ключевых тем фильма — богосоперничества. Своему новому заказчику, господину Грильо,оформитель говорит прямо: «…мы с ним соперники… он сделает, а я доделываю». Платон Андреевич убежден: «…все, что создал Создатель не приспособлено для человеческой жизни». Тут художник предстает как человек своего времени, когда красота становится универсальным эталоном, в том числе — мироздания. Поэтому он лелеет мечту быть не просто продолжателем художественного дела Всевышнего,но создать другой, параллельный сотворенному Богом, совершенный мир.

Кадр из фильма. Во время работы над манекеномОднако, потеряв с годами свое состояние и утратив былой успех, художник вынужден признать: «Этот с нимбом всё время меня обыгрывает, пока он сильнее». Мастер ещё не догадывается, что и в этот раз он потерпел очередное поражение. Жена Грильо Мария, как две капли воды похожая на умершую шесть лет назад натурщицу Анну, — его собственное творение. Хоть и оживленная какими-то демоническими силами, кукла всё равно продолжает оставаться вещью без души,без возможности чувствовать, любить. Литературовед и культуролог Юрий Лотман называл подобное «псевдожизнью, мертвым движением, смертью, притворяющейся жизнью».

Неизбежность возмездия

«Покушение» на роль Всевышнего ещё никому не приносило счастья, о чём предупреждают древние тексты. У Овидия в «Метаморфозах» собрано множество мифов, где каждого дерзнувшего вызвать бога на поединок настигала кара за кощунство. И столь близкого Платону Андреевичу Пигмалиона, влюбившегося в изваянную им из камня девушку Галатею и молившего богов её оживить, также ждали фатальные последствия.

Картина «Конец царствия» Жана Дельвиля в фильме как бы знаменует дальнейшие события. Эта работа художника, в отличие от двух других работ, показанных в этой истории, не является видением, плодом воображения Господина Оформителя. Картина «вписана» в интерьер мастерской.

Жан Дельвиль. Конец царствия

Конец царствияЖан Дельвиль1893Её гнетущая экспрессивно-сумрачная гамма созвучна с окружающей картину бутафорией: маска с манекена-Марии, лежащая на первой афише лекции Валерия Брюсова об Эмиле Верхарне, также манифестирует «Конец царствия». События фильма уже происходят в 1914 году, а значит, совсем скоро начнется Первая мировая война. 

Кроме того, в браслете, оставленном Марией в мастерской, Платон Андреевич узнает тот самый браслет, для эффектного показа которого он создал свой любимый манекен.

Интересно, что украшение весьма напоминает браслет-змею Сары Бернар,изготовленный для её роли Медеи Альфонсом Мухой и Джорджем Фуке. Браслет убийцы-Медеи оказался столь же убийственен для всех жертв куклы Марии вплоть до самого Платона Андреевича.

Золотой браслет «Медея» с кольцом, 1899. Городской Музей в Сакаи, ЯпонияЧитайте также: Альфонс Муха — дизайнер украшений парижского ювелирного дома Жоржа Фуке…Близится конец старого мира. Активность русского символизма в 10-е годы XX века начала постепенно снижаться, а новое время диктует новые условия. Восхищение Платона Андреевича механизмами сменяется страхом самому быть раздавленным надвигающимся искусственным веком машин и часовых шестеренок. Этот безотчетный страх людей начала XX столетия перед машинами отражался в литературе. В частности, в рассказе Александра Грина «Серый автомобиль», который сценарист Юрий Арабов взял за основу фильма «Господин оформитель».

Художник разочаровывается в своих убеждениях, когда он «между человеком и куклой всегда выбирал последнее». Для него теперь очевидно, что никогда творение рук человеческих не сравнится с творением Божественным, мертвое не сможет заменить живое, даже если завладеет его правами. Но возмездие за прошлые заблуждения неизбежно: вышедшая из-под контроля вещь убивает своего творца.

«Берегитесь вещей! Они очень быстро и прочно порабощают нас» — предупреждал Грин.Герою фильма «вторит» искусство художников-символистов, художников-мыслителей, художников-мистиков. Он сам — они все: и Одилон Редон, и Арнольд Бёклин, и Франц Фон Штук, и Макс Клингер…Кадры из фильма «Господин оформитель»

PrevNextКартины и рисунки художников-символистов

Франтишек Купка. Начало жизни

Начало жизниФрантишек Купка1900, 34×34 см

Одилон Редон. Яйцо

ЯйцоОдилон Редон1885

Одилон Редон. Глаз-Воздушный шар

Глаз-Воздушный шарОдилон Редон1878, 42.2×33.3 см

Одилон Редон. Безмолвие

БезмолвиеОдилон Редон1911, 54.6×54 см

Одилон Редон. Пегас и Гидра

Пегас и ГидраОдилон Редон1907, 47×63 см

Одилон Редон. Броня

БроняОдилон Редон1891, 50.7×36.8 см

Макс Клингер. Философ

ФилософМакс Клингер

Макс Клингер. Integer Vitae

Integer VitaeМакс Клингер

Макс Клингер. Мертвая мать

Мертвая матьМакс Клингер

Эдвард Коли Бёрн-Джонс. Персей. Исполнение приговора

Персей. Исполнение приговораЭдвард Коли Бёрн-Джонс1888, 153.8×138.4 см

Джон Эверетт Милле. Невеста

НевестаДжон Эверетт Милле1851, 27.9×20.3 см

Франц фон Штук. Саломея

СаломеяФранц фон Штук1906, 62×115 см

Франц фон Штук. Порок

ПорокФранц фон Штук1893, 60×95 см

Арнольд Бёклин. Жажда

ЖаждаАрнольд Бёклин

Арнольд Бёклин. Женщина

ЖенщинаАрнольд Бёклин

Арнольд Бёклин. Женщина в белом платье

Женщина в белом платьеАрнольд Бёклин

Арнольд Бёклин. Автопортрет со смертью

Автопортрет со смертьюАрнольд Бёклин1872

Франтишек Купка. Начало жизни

Начало жизниФрантишек Купка1900, 34×34 см

Одилон Редон. Яйцо

ЯйцоОдилон Редон1885PrevNextВ альбоме «Господина Оформителя» — работы Одилона Редона «Гном», «Крыло», «Зарождение», «Тогда потерявшийся ангел расправил черные крылья», «Она является ему, драматичная и грандиозная со своей шевелюрой жрицы друидов», «Смерть: Это я делаю тебя серьёзной, обнимемся же», «И на нём всадник, которому имя смерть», «Сирена», «Безумие».

tИ если при просмотре фильма в 1988 году, когда информационный голод отрезанных «железным занавесом» граждан был еще силен, зрители только знакомились с работами представленных в нем мастеров, то теперь большинство из них стали широко известны самой широкой отечественной публике. И лишь имя Жана Дельвиля по-прежнему стоит особняком. Его творчество не перестает поражать своей фантастичностью и хранит ещё много загадок.

Автор: Ирина Фрыкина.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Материал подготовлен, в том числе, по сведениям публикаций: Беззубцев-Кондаков А. Смерть Пигмалиона. Культурологическое эссе о фильме «Господин оформитель»; Кириллова О. А. Живописно-графический интертекст фильма О. Тепцова «Господин оформитель»; Яковлева А. «Господин Оформитель». Блок. «Петербургский текст»; материала aquilaaquilonis.livejournal.com.

Добавить комментарий