Художник Екатерина Подколзина

Художник Екатерина Подколзина

ОФ «Международный художественный фонд» и московское объединение МХФ представляют проект «История России в лицах», в рамках которого проходят выставки работ художника, члена МХФ и МСХ Екатерины Подколзиной. Мы можем говорить о подобных проектах как о явлении нравственного порядка, отражающем возрождающиеся в России в последние годы тенденции сближения технократической, коммерчески ориентированной жизни государства и культурой его духовной творческой жизни.

Основная цель проекта — создание коллекции образов исторических деятелей России и наших современников — представителей культуры, науки, ведущих государственных деятелей (живописных, графических, скульптурных, монументально-декоративных) — отражает значимую в широком социокультурном контексте тему: личность в ее соотнесенности с миром, Личность как явление общественного порядка.

Здесь выдающееся индивидуальное встречается с актуальным социальным и порождает особое качественное явление, которое уже не сводимо к исходным компонентам. Безусловно, каждая личность существует и может быть осмыслена художественными средствами в контексте своего общественного бытия, но Личность историческая — государственный муж, ученый, актер -интересна для человека с развитым художественным сознанием тем более. Такая личность не просто продукт истории и носитель ее отличительных черт, она источник, вещество истории, ее мысль и дело. Сложнейшая, достойнейшая задача художника — прочувствовать и воплотить в произведении эту внутреннюю многозначность темы в комплексе ее эстетического социального, этического измерений.

Можно сказать, историческая личность -квинтэссенция воплощения в портретном искусстве идеи целостности, и в этом смысле монументальности, всей полноты внутренней и внешней жизни каждой человеческой индивидуальности и всего общества в целом.

Именно эта тема стала центральной в творчестве Е. Подколзиной. Ориентирами ее постижения стали поиск ясности, отточенности формы и адекватных средств для выражения того знания о модели, которое хочет передать в работе художник.

В своем творчестве Е. Подколзина руководствуется стремлением создать в каждом портрете особое концентрированное пространство, в котором живет ее персонаж, найти и воплотить изобразительную концепцию, организующую представления ее как автора о целостном образе портретируемого. В ней художником кодируется сутевой аспект, основополагающее качество личности, портрет которой создается.

Каждая работа художника — особый творческий акт, интенсивное погружение в сложные взаимоотношения триады «художник — портретируемый — жизнь». Так близость основной идеи, замысла произведений создает общую канву всей серии портретных работ автора, а различия в технике ее воплощения в каждом конкретном случае придает серии ритмичную неоднородность и неоднозначность, пространство для творческого восприятия зрителя. Ведущий «персонаж» работ Екатерины Подколзиной — идейное пространство, пространство законов и принципов Жизни в самом широком ее понимании.

Возможность познания внутреннего мира другого человека, соотнесения процессов его внутренней жизни и их проявления в конкретных, предметных вещах — богатый источник открытия новых средств, способов передачи замысла произведения, оригинальных технических находок.

Е. Подколзина, по ее образному выражению, и автор, и сценарист и режиссер своих живописных работ. Ее персонажи живут в предложенной ею атмосфере, рожденной в синтезе впечатлений художницы от личности портретируемого, движений ее внутренней жизни и впечатлений от ее творческих проявлений во внешнем, историческом мире.

Так, в  портрете народного артиста России Й.П. Караченцова (1996) проявилась воспринятая художницей связь личности актера, его жизни и впечатления, которое он создает в образе сценического персонажа из спектакля «Юнона и Авось». Необычная композиция сложная свето-цветовая ткань работы, в которых сплетаются ритмы спектакля и движение жизни актера, призваны передать всю гамму эмоциональных и смысловых отношений в целостном образе.

Близок по замыслу портрет архитектора

А.С. Косинского (1999) — представление об архитекторе и впечатление от созданных им архитектурных объектов, целостное восприятие человека и его творчества. Идейность, монументальность в портрете — расшифровка его внутреннего мира в сочетании с миром внешним.

Насыщенность содержания, идейность присуща каждой работе Е. Подколзиной. Вплетение
в ткань изобразительного произведения философско-психологического уровня отличает портреты народного артиста России Г.Л.Бортникова (1999), народной артистки России И.И.Алферовой (2000), народного артиста России  В.А.Стеклова (2001).

Особенности личности и мировоззрения актрисы, красота И.И.Алферовой, интимные глубины женской сущности раскрываются в портрете через образ прекрасной жемчужины в перламутровой раковине. Персонаж живет в атмосфере произведений А. Грина, атмосфере ожидания чуда, волшебства, и мы как зрители становимся частью этого мира.

Замысел портрета В.А.Стеклова возник в связи с фактом из биографии актера — подготовкой к полету в космос. Теплая земля и холодный космос, соединившиеся в композиции, оставляют неопределенное чувство тревоги и в тоже время приносят проникновение в суть актерской профессии — исследование космоса человеческой души, который вполне сопоставим с реальным физическим космосом.

Творческие ориентиры художника Е.Подколзиной — стремление к максимальной концентрации информации в целостном образе, отточенность и завершенность форм — придают живописи черты монументального искусства.

Отличительное свойство Екатерины Подколзиной как человека и художника — единый стержень внутренней мощи и крепости, жизненная сила и пронзительный талант.

искусствовед Дарья Бережная

  • Н. П. Караченцов (1996) — народный артист России
  • С.Я. Бобина (1995) — заслуженный работник культуры
  • Инна Агеева (1993) — актриса театра-кабаре «Летучая мышь»
  • Марина Сухова (1994) — актриса «Театра на Раушской»
  • И. И. Алферова (2000) — заслуженная артистка России
  • Г.Л.Бортников (1999) — народный артист России
  • A. С. Коссинский (1999) — руководительархитектурной мастерской
  • Н.Б.Никогосян (2000) — скульптор, живописец, академик РАХ
  • B.А.Стеклов (2001) — народный артист России
  • Даша Госсе (1993) — лингвист
  • В. В. Нарциссов (1993) — историк, сотрудник
  • Государственной Трет ьяковской галереи
  • Парвина (2000) — кандидат медицинских наук в Бангладеш

Добавить комментарий