Состоялась выставка живописи Михаила Ивановича Куприкова

18 сентября — 22 сентября 2019г.


Михаил Куприков — яркое явление в современном искусстве. Его стиль можно определить как декоративный импрессионизм. Умелое сочетание ярких локальных цветовых пятен с лирическим, порой ироничным, мировосприятием является визитной карточкой мастера.

Кажущаяся простота линий достигается сложной технической работой. Он как скульптор, который чётко идёт по этим линиям предмета, создавая форму и отображая характер.

На изображении может находиться: 3 человека

Всё это делает абсолютно узнаваемыми работы Михаила Куприкова, и ярко выделяет его творчество на всех экспозициях. Представляющий старшее поколение художников, Михаил Куприков и по сей день остается в напряженном творческом поиске. Его работы пронизаны оптимизмом, радостью и любовью.

ВСЁ РЕШАЕТ
СТИЛЬ

Л.ЧЕКАЛИНА,Юный художник 09/2018

Так называлась выставка, проходившая в мае этого года в галерее «Флоре» на Пятницкой улице. Представленные произведения московского художника Михаила Ивановича Куприкова, действительно, имеют прямое отношение к актуальному понятию стиль. Свой ярко индивидуальный стиль мастер создал и поддерживает в динамичном, совершенствующемся состоянии уже много лет. Он прирожденный художник, начал рисовать в три года, обучался профессии в изостудии Дома пионеров, в ДХШ № 1, в студии на Волхонке. Участвовал в многочисленных выставках, в том числе зарубежных. Что же так привлекает и интригует зрителей в работах оригинального мастера? Как и из чего складывался его стиль? Ответ на эти вопросы мы находим в статье искусствоведа Л.Чекалиной, публикуя ее в сокращении.

Работы М.Куприкова всегда узнаваемы на выставках, благодаря устойчивой образно-пластической мотивации и своеобразной технике масляной живописи, в которую он привнес многое из того, что было найдено им в линогравюре. Особенно это касается его эффектных чернофонных работ, где при минимальной форме он добивается максимального эстетического качества. На первый взгляд его искусство — очень стильное, — отличается простотой и наивностью, но это только на первый взгляд. Оно с довольно сложным, порой, философским и, в то же время, ироничным подтекстом. Главное в его работах — интрига взаимоотношений, их пересечение и диалог о феномене нашего присутствия в мире как один из способов познания его вечной загадочности.

Эпатаж его живописи, в которой гротеск парадоксальным образом соединяется с психологизмом, является законным компонентом экспансии авангарда и воспринимается в контексте современного искусства. Он возводит тонкие и затейливые интеллектуальные конструкции вокруг любого художественного явления. Через гротескные образы- символы художник стремится передать эмоциональный мир человека, преображая унылый ритм бытия в калейдоскоп человеческих чувств. Интерес к человеку проявляется у М.Куприкова уже на раннем этапе его творчества, начало которого связано с поколением художников, чья творческая инициация приходится на 70-е годы. Нравственная проблематика и общность интеллектуального мироощущения с семидесятниками прослеживается в проникнутых теплом и задушевностью ранних работах 70-х, 80-х годов, выполненных в рамках плоско художественной, реалистической условности. В личностности и исповедальности этих работ воплощена одна из ведущих интонаций того времени — изображение художником своих родных, друзей, дома, мира окружающих его вещей и особого состояния души людей, живущих в Москве.

Тяготение к аналитическому восприятию, ассоциативности мышления, принципам ритмически-музыкаль- ного построения образов, декоративной графичности приводит к моделированию собственного языкового пространства на основе создания пластической системы с использованием стилистики примитива и лубка, как одного из способов обращения с материалом. Интерес М.Куприкова к декоративности цветового строя за счет совмещения живописного начала и графичности, локальности цвета, способность на формальном уровне уравновесить композицию любой сложности, нашли проявление в серии пейзажей старинных московских улиц и площадей, в которых воплощено существующее как бы вне времени архитектурное совершенство города. Взгляд художника трансформирует строгие силуэты зданий, мостов и набережных в сложную пространственную структуру, состоящую из локальных цветовых плоскостей, очерченных четким контуром. Внимательный, анализирующий взгляд художника наделяет особой миссией предметы и вещи. Его усложнившееся мироощущение отражают несущие метафорический смысл декоративные натюрморты. Обобщенная трактовка, интенсивный цвет, пластическая насыщенность, цельность и острота придают оттенок таинственности их стилизованным формам. Так, кактусы и букеты цветов, каждый со своим характером, наполняясь новыми смыслами и значениями, перерастают свою природу и начинают жить самостоятельной жизнью в духовном пространстве произведений. Поиск своего шедевра у М.Куприкова связан также с обращением к историко-культурному материалу и опыту мастеров мировой живописи. Смешение прошлого с настоящим, любовь к цитированию, игра с классикой являются одним из постоянных мотивов его творчества.

Метаморфозы творчества М.Куприкова, несущие на себе отпечаток его личности, и переход от одного стиля к другому связаны с его интеллектуальными интересами, системой взглядов, жизненным опытом, традициями, сменой исторической формации на изломе перестроечной эпохи. Ища способ выразить себя в искусстве, свой стиль он создал из собственной биографии, поскольку он смотрел, впитывал из среды, которая его окружала, вычитывая из книг только то, что уже нёс в себе.