Грибков и джаз (Письмо В.С. Грибкова)

Виталий Грибков, художник, искусствовед (орфография и пунктуация сохранены)

Милый Сережа. Полгода назад у меня появились некоторые мысли о живописи наступающего времени. Они появились благодаря моему увлечению джазом. Постепенно я начал воспринимать ФРИ ДЖАЗ. Он стал мне эмоционально интересен. С этим направлением джаз как определенный жанр искусства смог реализоваться в качестве подлинного ЭЛИТАРНОГО явления. Это не значит. что тот демократичный танцевальный СВИНГ стал примитивен и устарел. Нет, но джаз как музыкальная определенная система показал и те возможности свои, когда он входит в поле культуры, занимаемое «классической» музыкой.

Такова и живопись. Элитарный Кандинский не перечеркивает демократизм и гламур парижской школы. Потому я всегда говорил: Есть эстетика Малевича, а есть эстетика Петровичева. Но это не значит, что я со своими «попсовыми» актрисами не мечтаю об элитарной живописи. Но это все – вступление.

Прошлая живопись культивировала ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЗАМОК. Все разнообразие собрать, замкнуть в единое изобразительное целое. Даже не очень талантливый Кандинский свою россыпь знаков старался собрать в КОМПОЗИЦИЮ. Потому велик Серж Поляков, который под итожил эту историческую ноту в живописи и выразил АБСОЛЮТНОЙ ЧИСТОТЕ эту изобразительную идею. Он и де Сталь завершили тот период живописи. Продолжать тот период это как играть диксиленд. Нет – это не устарело и может быть современно, надо только, что бы это было талантливо. И в этом смысле по своему правы критики-АКТУАЛИСТЫ, заявляющие, что живопись «устарела». Но и актуальное искусство не элитарно, а попса. На эту тему ч могу поговорить отдельно, а сейчас не это главное.

По аналогии с фри джазом (свободным джазом) живопись достигла того момента в своем развитии, когда она ПОЗВОЛЯЕТ художнику АБСОЛЮТНО СВОБОДНО распоряжаться изобразительными элементами и знаками. Принцип СПОНТАННОСТИ таланта живописца становится ОСНОВОПОЛОГАЮЩИМ. САМИ знаки в своей сумме

СОЗДАДУТ «единство», существуя в качестве отдельных монад, все равно направят восприятие зрителя к гармоническому абсолюту. Я употребил пока эти термины, затем можно будет сформулировать более просто и гладко. Описать и некоторые признаки нового изобразительного языка и взаимоотношение его со зрителем. Как и при восприятии фри джаза, от зрителя потребуется определенной психической заинтересованности, иначе живопись ему не «откроется». Опять, о языке новом в новой живописи это отдельный разговор.

Здесь же важно вот что. Ты о себе пробежался словом: Я, наверное, экспрессионист. Я думаю, что это очень не точное определение. Ты подгоняешь свою СПОНТАННОСТЬ! под это определение. Экспрессия – качество живописи второго сорта. Это наигрыш чувства и изобразительности, заигрывание со зрителем. Немцы и Кирхнер –особый случай- оголенные нервы. Такая имманентность среди художников чрезвычайная редкость, а экспрессионизма полно.

В твоей живописи зарождаются черты новой живописи, о которой я выше обмолвился. Ведь об изобразительности вербально говорить очень сложно. Но! Свободная (спонтанная) трактовка тобой формы. Пока это не может не до конца спонтанное личностное восприятие формы. Мы все еще там, в прошлых пластических конструкциях. Но розыгрыш форм модели на плоскости уже у тебя с ощущением непредсказуемости – для зрителя. Мне кажется, возникнет еще более «пластическая» неожиданность. Не продиктованные знакомой изобразительной логикой метки-мазки и МЕРЦАНИЕ цвета, его особая вибрация, отказ от обозначения его цветовой определенности — все это качества новой СПОНТАННОЙ живописи. Причем, у каждого художника ЛИК живописности будет иным, и все же это будет относиться к одному НАПРАВЛЕНИЮ.

И еще. Вот эти новые качества ты относил к категории брутальности. Опять противоречие. Общее – зрителю обычному непонятно твои «загибы». Но ты ЭСТЕТ и твоя ПАВЛИТРА СООТНЕСЕНА с «метафизикой» изобразительной плоскости. А брут арт это китч и выход из плоскости к ОБЪЕКТУ. По крайней мере напряжена в изображении такая тенденция. Даже у Дюбуффе. И в этом отличие картин Ларионова от вывесок подлинных, У Ларионова элитная живопись. А Гончарова грешила. Но кто это понимает!

Потому сам бог велел тебе заняться картиной. Размер заставляет размышлять об условностях языка и заставит или двигать плоскость к ассамбляжу или к таинствам живописи. Третьего не дано. Подробнее и больше можно осуществлять в разговоре, а монологически изъяснять, писать очень трудно…

отзыв Сережа. Япослал тебе письмо, а в интер еще не заглядывал Сейчас посмотрел сайт. Круто. Вернее четко. просто и потому отлично1 Придраться не могу. А работы твои стали конструктивно точнее. Кончно, это качество. но шаг назад в том. о чем ты декларировал. Но, я тебе не судья. Просто мне интереснее то в тебе, что совпадает с тем, о чем я тебе написал. Движекние к конструктивной точности и минимализму у Оли = это тоже повышение художественного качества Но это уже ОТРАБОТАНО в традиции. Я тоже в этом запутался и собираюсь бороться. НО вы моложе и свободнее, способнее к СПОНТАННОСТИ. А текст главной страницы

— отличный. Не чувствуешь, что через пять лет ВСПЫХНЕТ ИНТЕРЕС к живописи, и именно к чувству и эстетическому. НЕ будут же люди вечно пребывать в социальной попвсе. вит.